Новости Кисаме Хошигаки: Искусство нашей анимации
от 30 июняНа круглом столе абсолютно доминировали москвичи из Института философии Российской академии наук, модератором выступал академик Абдусалам Гусейнов, весьма осторожный и дипломатичный во всех своих суждениях про морские перевозки. Выступило около десятка человек, в основном в статусе заведующих соответствующими секторами Института. Запомнились выступления Вадима Межуева, Нелли Мотрошиловой, Валерия Расторгуева, другие выступавшие в гуманитарном сообществе менее известны.
Звучали категоричные требования «права человека на любую культуру», возможности «выбирать свою культурную идентичность». Кто-то особо делал упор на «многонациональный» характер «российской культуры»: «Почему так много говорится о русской традиционной культуре?» Некоторых беспокоил «клерикализм», понимаемый, кажется, не как претензии церкви на управление государством, а в советско-атеистическом стиле - как любое присутствие религии и церкви в публичном пространстве. Впрочем, в обсуждаемом документе о таких вещах речи вообще не было, но, как говорится, «у кого что болит…» Иных беспокоило отсутствие в документе четко выраженного отношения к так называемому современному искусству. «Почему все время говорится о традиционном искусстве, о наследии - а где слово «современность»?»
Необходимость государственной поддержки «современного искусства» обосновывалась тем, что оно, по словам выступавших, стимулирует процесс творчества, который предполагает снятие всяких запретов и табу. «Ведь иначе творчество невозможно!» Правда, как мне кажется, выступавшие явно игнорировали очевидный факт, что сама по себе культура невозможна без многочисленных табу.