Новости Кисаме Хошигаки: О будущем изображения

от 15 августа
{_google_reklama_728x90_}

В XXI веке 3D явилось в результате не эстетического развития кино, а банальной маркетологии. Классический признак искусственно раскрученного новшества — под видом прорывной технологии предъявляется изобретение еще 20-х годов (не было тогда еще раскрутки сайтов), уже пережившее бурную популярность в середине прошлого века. Звучное название тоже выдает рекламную уловку, ведь трехмерное кино на самом деле не трехмерное, а стереоскопическое: в отличие от видеоигры, заглянуть за спину герою не получится, если только этого не сделает камера.

Характерно, что пионером 3D в новом веке стал Джеймс Кэмерон, чьи художественные задачи выражаются числами кассовых сборов, а не искренний энтузиаст технологий Роберт Земекис, безуспешно занимавшийся стереокино все нулевые годы. Мало кто помнит его экспериментальные мультфильмы «Полярный экспресс» и «Беовульф», и даже «Рождественская история» — всего за пару месяцев до «Аватара» — не отбилась в прокате, несмотря на проверенный временем сюжет Диккенса и Джима Керри, по своему обыкновению играющего половину действующих лиц.

Как это часто происходит в кино, продюсерские изобретения заставляют серьезно корректировать привычные приемы. Через несколько лет после появления звука вышел «М» Фрица Ланга, где звук стал частью драматургии. В 50-е конкуренция с телевидением привела голливудских продюсеров не только к 3D для ужасов и фантастики, но и широкоэкранному кино формата Cinemascope для тяжелой артиллерии. Режиссеров бесило, что из-за технических ограничений новых камер им приходится отказываться от игры с глубиной кадра и выстраивать персонажей в ряд, как в театре — но всего за несколько лет такие постановщики, как Николас Рэй, сумели найти новые художественные решения. Сначала технологию вбрасывают продюсеры и маркетологи, и первое время она ценна только новизной зрительских ощущений. К тому моменту, когда технология перестает радовать сама по себе, режиссеры уже успевают перестроиться — тогда появляются шедевры, такие как звуковой «М», широкоэкранный «Больше, чем жизнь» Рэя или трехмерная «Гравитация» Альфонсо Куарона.